Биография. 

Дрязгов Никита Алексеевич

артиллерист, подполковник технической службы инженерных войск

 

Год рождения: 2.02.1909 года
Место рождения: Ивановская обл., г. Шуя

 

личный № Г-010736

военный билет ВР № 105662

 

Звания:

во время ВОВ младший лейтенант – старший лейтенант,

после ВОВ – старший лейтенант – подполковник
 

в рядах РККА и ВС СССР:

с декабря 1933 года по декабрь 1935 года (срочная служба)

с 01.07.1942 года по 01.09.1966 года (кадровая служба)

Уволен в запас. Снят с воинского учета по достижению предельного возраста 15.01.1975 года.
 

№ архивной записи: 1267223640

с 2010 года по настоящее время
Родился

Родился Никита Алексеевич Дрязгов 2 февраля (по новому стилю) 1909 года в губернском городе Шуя (ныне город в Ивановской области) в семье городских обывателей. Мать – Варвара Никитична, в девичестве Тихомирова – была потомственной купчихой. Ее родители были довольно известные купцы в городе и содержали кондитерскую в г. Шуя (на углу нынешних ул. Генерала Белова и Красноармейского переулка), которая до сих пор существует, как «Булочная». Отец – Алексей Дмитриевич Дрязгов – был цеховым мастером, инженером-строителем, то есть принадлежал, как сейчас бы сказали, к технической интеллигенции.

Огромный деревянный дом (на углу нынешних Красноармейского переулка и ул. Южный городок), в котором жила их большая семья, был построен под его руководством и по его проекту. Кроме Никиты у них был еще младший сын Дмитрий и три дочери – Анна, Людмила и Зинаида. Еще один мальчик умер уже во время эпидемии тифа (1919-1920 годы).

Это произошло во время поездки семьи в город Харьков к своим родственникам, так как у семьи Дрязговых родовой дом был отобран советской властью. По счастливой случайности, в Харькове с конца 1920 года находился М. В. Фрунзе, который был на тот момент командующим Вооруженными силами Украины и Крыма. Ранее, Фрунзе был председателем исполкома Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в г. Шуя и делегатом от Шуи на Всероссийское Демократическое совещание в Петрограде. Затем Фрунзе возглавлял Иваново-Вознесенский губисполком, комитет партии и военный комиссариат. Кроме того, именно по его инициативе делегаты III съезда Советов обратились к правительству о создании новой Иваново-Вознесенской губернии, которая и была образована 20 июня 1918 году, и в состав которой вошел город Шуя.

 

Примечание.

И вот уже в наше время, учитывая вклад М. В. Фрунзе в общественно-политическую жизнь города Шуя, способствующую развитию города, укреплению его авторитета среди городов России, за личные заслуги перед городом и его жителями, решением городской Думы городского округа Шуя № 80 от 25 мая 2011 года Михаилу Васильевичу Фрунзе присвоено звание «Почетный гражданин города Шуя».

 

Так вот в то время, только после личного обращения Алексея Дмитриевича Дрязгова к всенародно известному командарму, который внял горю и несправедливому решению власти, многодетной семье была возвращена левая половина родового дома.

Впрочем, в дальнейшем, в 70-е годы он был снесен, и на его месте была построена 5-этажка из силикатного кирпича, которая и ныне «украшает» это место.

с 2010 года по настоящее время
Учеба, срочная служба и работа до мобилизации

Дрязгов Никита Алексеевич в образовании пошел по стопам своего отца, и в 1933 году окончил Ивановский строительный техникум и получил специальность техника-строителя.

В том же году он пошел на срочную службу в Красную Армию. Службу проходил в 3-м батальоне 2-го артиллерийского полка 2-ой Краснознаменной дивизии им. М. В. Фрунзе, где принял военную присягу 1 мая 1934 года и служил на рядовых и сержантских должностях. Часть дислоцировалась в Белорусии, в г. Минск. Перед окончанием срочной службы в декабре 1935 года Дрязгов Н.А. сдал экстерном зачет за командира взвода, получив звание младший лейтенант запаса.

 

После службы в армии он работал техником-строителем, но в мае 1940 года решил опять стать ближе к Армии, и пошел работать инженером Владимирской КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) по Шуйскому гарнизону.

25 января 1941 года в семье Дрязговых родилась дочь, которую назвали Валентиной.

В марте 1941 года он был уволен по сокращению штата, но уже через месяц был зачислен техником-смотрителем воинских зданий в в/ч 2532. Но зачислен на все виды довольствий Ивановской КЭЧ на той же должности, Дрязгов Н.А. был только уже в военное время – 1 июля 1941 года.

24 июня 1942 года он был освобожден от занимаемой должности по мобилизации в Красную Армию.

Дрязгов Н.А.

Кадровая служба во время войны

Призван в ряды РККА Шуйским РВК 1 июля 1942 года и был направлен в г. Владимир, где на основании Директивы Зам. НКО № орг/2/785813сс от 25.06.1942 г. завершала формирование 35-я механизированная бригада, ранее начавшее свое формирование в г. Горький, как 35-я мотострелковая бригада.

21 сентября 1942 г. 35-я механизированная бригада, в составе сформированного там же, во Владимире, 1-го механизированного корпуса, передислоцировалась на Калининский фронт и уже с 1 декабря 1942 года вошла в состав действующей Красной Армии на Калининском фронте.

Младший лейтенант Дрязгов Н.А. был назначен на должность командира взвода управления 2-ой батареи артиллерийского дивизиона (артдив) 35-й механизированной бригады (35 мбр) 1-го механизированного корпуса (1 мк).

 

 

Примечание.

Что такое взвод управления батареи и что такое собственно артиллерийский дивизион вы сможете узнать, прочитав материалы раздела "Боевой путь".

Всю войну с июля 1942 года и до Победы после штурма Берлина, Дрязгов Никита Алексеевич служил в Артиллерийском дивизионе 35-й механизированной Слонимско-Померанской Краснознаменной, орденов Суворова II степени и Кутузова II степени бригады, постоянно находящейся в составе 1-го Красноградского Механизированного Корпуса.

 

Звания и должности в военное время:

- с июля 1942 года по июнь 1943 год - младший лейтенант - Командир взвода управления 2-ой батареи,

- с июня 1943 года по август 1945 года - старший лейтенант – Адъютант, далее Адъютант старший артиллерийского дивизиона (начальник штаба артдивизиона).

Узнать о боевом пути и боевых наградах Дрязгова Н.А., а также подробно прочитать об участии 35-й механизированной бригады в военных действиях и значимых военных операциях Красной Армии во время Великой Отечественной войны можно в материалах "Боевой путь".

Там же вы найдете биографии геройских командиров, под командованием которых повезло служить Дрязгову Никите Алексеевичу.

Кадровая служба после войны в Германии

В составе оккупационных войск, бывшая 35 механизированная бригада, переформированная и переименованная в 35 механизированный полк, осталась под командованием полковника Петрова И.П., который принял командование бригадой в апреле 1945 года.

В связи с переформированием 35 механизированной бригады в механизированный полк, должность Адъютанта старшего артдивизиона, которая подразумевает командование штабом артдивизиона, стала не фактической, а по штатному расписанию – Начальник штаба артдивизиона.

 

Старший лейтенант Дрязгов Н.А. в оккупационных войсках продолжал служить в 35 механизированном полку в должности Начальника штаба артиллерийского дивизиона до декабря 1949 года.

 

Штаб 2-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-полковника С.И. Богданова находился в городе Фюрстенберг (Fürstenberg, Havel) на земле Брандербург недалеко на севере от Берлина (вч пп 04085, позывной - «Астра»).

 

Штаб 1-й Красноградской Краснознаменной механизированной дивизии располагался на западной окраине Берлина в местечке Крампниц на берегу одноименного озера, между Олимпишесдорфом и Потсдамом (вч пп 60654, позывной «Биология»).

Там же был дислоцирован 1382-й Брестский Краснознаменный ордена А. Невского зенитно-артиллерийский полк.

35-й механизированный полк располагался в Олимпишесдорфе, в 15 км севернее штаба. Там же находились 19-й механизированный полк и 219-й Кременчугско-Берлинский танковый полк (37-й механизированный полк был дислоцирован в городе Потсдам).

Старшему лейтенанту Дрязгову Н.А. в такой ситуации никак было не обойтись без личного средства передвижения.

В октябре-ноябре 1945 года Дрязгову Н.А. разрешили привезти в Германию, по месту службы, свою жену Галину и почти пятилетнюю дочь Валентину (будущую мою мать). За ними был отправлен денщик Никиты Алексеевича - Иван, который помог оформить все документы и собрать семейные вещи для переезда.

Это подтверждается и записчми в Расчетной книжке Галины Васильевны Дрязговой. В октябре 1945 года она отработала последний неполный месяц на Ситцевой фабрике №1 Шуйской Объединенной Мануфактуры (г. Шуя, 1-я Московская улица), где она постоянно работала в должности «Художник/рисовальщик» с 25 ноября 1933 года с месячным окладом 500 рублей. Заработная плата выдавалась по 13 и 27 числам каждого месяца, продолжительность отпуска составляла 12 рабочих дней в год. Каждый месяц с нее вычитался, так называемый «военный налог», который в зависимости от начисленных выплат составлял от 40 руб. до 85 руб., и судя по записям в Расчетной книжке, он не был отменен после Победы в июле 1945 года, так как при расчете последней зарплаты в октябре 1945 года, ей было начислено 153 руб. 85 коп., и при этом удержано подоходного налога 36 руб. 35 коп. и военного налога 30 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Военный налог веден с 1 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 года вместо надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

Взимание военного налога было вызвано необходимостью привлечения населения к широкому участию в формировании доходов бюджета, для финансирования нужд войны, стимулирования роста численности рабочих и служащих в народном хозяйстве. К его уплате  привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Освобождались от военного налога: военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии и флоте и пограничных войсках; члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; мужчины от 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и пенсионеры, не имеющие других источников дохода.

Ставки военного налога дифференцировались по категориям плательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка (например, при заработке до 1800 руб. в год – 120 руб. в год, до 2400 – 180 руб. в год, до 3600 – 240 руб., до 4800 – 360 руб., до 6000 – 480 руб. и так далее); колхозники и единоличники – 150-600 руб. в год с каждого члена хозяйства; другие граждане, не имеющие самостоятельного дохода – 100 руб. в год.

Военный налог поступал в размерах, превышающих все другие налоговые платежи населения, что позволило мобилизовать в доходы бюджета за годы войны более 72,1 млрд. руб. С ростом накоплений предприятий и организаций появилась возможность расширения льгот по военному налогу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 года военный налог был отменен.

Галина Дрязгова с дочкой Валей поселилась в военном городке Олимпишесдорф (бывшей олимпийской деревне) на северной окраине Берлина, где была дислоцирована воинская часть мужа. А уже 29 декабря 1946 года у них в семье произошло пополнение - родился мальчик, которого назвали Станислав.

 

На основании Приказов Главнокомандующего Группой войск, который являлся одновременно Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии маршала Жукова Г.К.  «Об открытии русских школ для обучения детей военнослужащих СВАГ» № 84 от 2 октября 1945 года и № 93 от 29 марта 1946 года, в Отделе народного образования СВАГ были созданы сектора русских школ по открытию советских средних школ в Германии.

А на основании директивы начальника Штаба СВАГ № 8/0171236 от 25 декабря 1946 года «О порядке ввоза семей сотрудников СВАГ в Германию и получения пропусков через границу для выезда в СССР сотрудниками СВАГ» военнослужащим было разрешено привезти в Германию свои семьи.

В начале 1947 года было открыто всего 6 советских средних школ в городах: Галле, Лейпциге, Шверине, Дрездене, Веймаре и Потсдаме, с платными интернатами для них и штатным расписанием 62 единиц.

24 февраля 1947 года функцию контроля над русскими школами передали Политотделу штаба СВАГ.

Чуть позже были открыты ещё две школы – неполная средняя школа в Фюрстенберге на Одере и начальная школа в Альте Лагаре.

 

Таким образом, в сентябре 1948 года дочь Валентина смогла пойти в школу и отучилась там первый класс. За это время Дрязгову Н. А. было уже присвоено очередное звание - капитан.

 

Но, не проработав и двух с половиной лет, школы были закрыты в связи с прекращением деятельности СВАГ, и по Приказу Главноначальствующего СВАГ «Об отправке в СССР детей школьного возраста в связи с закрытием русских школ в Германии» № 0194 от 30 апреля 1949 года, детей или вывезли по месту жительства родственников или сами жены военнослужащих уезжали с детьми в родные города. 

 

Это коснулось и семьи капитана Дрязгова. В летний отпуск 1949 года семья уехала на родину в город Шуя, но вернулась в Германию уже без дочери. Валентину оставили у бабушки, где она пошла в сентябре во 2-й класс школы.

Но оставаться в Германии семье Дрязговых оставалось всего 4 месяца. И уже в декабре 1949 года Дрязгов Никита Алексеевич получил перевод на новое место службы. С женой Галиной и маленьким сыном Станиславом они покинули Германию и переехали в воинский городок г. Чарджоу (Туркестанский военный округ), где Дрязгов Н.А. был назначен на должность Заместителя начальника штаба по учету личного состава.

Кадровая служба в Туркестанском военном округе

К сожалению, в военном билете Дрязгова Н.А. время начала службы на этой должности указано ошибочно - декабрь 1948 года. Там же ошибочно указана и его дата рождения. Будем надеяться, что это единственные ошибки, допущенные в Военном билете, выданном Ленинским Райвоенкоматом города Иваново 18 января 1968 года, взамен старого.

Итак. В декабре 1949 года, после возвращения в СССР, семья Дрязговых с трехлетним сыном Станиславом, но без дочери Валентины, которая в тот год жила у своей бабушки в городе Шуя и уже училась во 2-м классе, переехала в город Чарджоу в Туркменскую ССР (ныне г. Туркменабад), где капитан Дрязгов Никита Алексеевич был назначен на службу в штаб, и занял должность Заместителя начальника штаба по учету личного состава.

 

Примечание.

Туркменабад сейчас является центром Лебапского велаята, восточной части Республики Туркменистан, находится на берегу реки Амударьи. До 1924 года, а также с 1927-го по 1940 год город носил название Чарджуй, в период с 1924-го по 1927 год назывался Ленинск, с 1940-го по 1992 год - Чарджоу, а с 1992-го по 1999 год - Чарджев. 

 

Во время летнего отпуска 1950 года Дрязговы, конечно же, поехали в свой родной город Шуя, и вернулись из отпуска уже всей семьей в полном составе. Валентине предстояло пойти в 3-й класс школы теперь уже в городе Чарджоу.

 

А в июне 1951 года Дрязгов Н.А. получил очередное звание майора и опять же распределение на новое место службы в том же Туркестанском Военном Округе, но уже в город Ташкент Узбекской ССР, где он был назначен на должность Начальника КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть). Дочь Валентина (моя мать) 1 сентября 1951 года пошла в 4-й класс школы опять в другом городе. Вот так она и отучилась первые четыре класса школы в четырех разных городах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья Дрязговых (Никита Алексеевич, сын Станислав, дочь Валентина, супруга Галина Васильевна)

в городе Ташкент (Узбекская ССР), Туркестанский военный округ. 1954-1955 гг.

 

 

Строительство «Тюра-Там»

«Заря» - «Десятая площадка» - «Кзыл-Орда-50» - «Ташкент-90» - «Ленинский»

«БАЙКОНУР»

 

Все это названия городка, который строился в казахской степи.

В течение 1955-1957 годов майор инженерно-технической службы Дрязгов Н. А. постоянно уезжал из Ташкента, на своем служебном «Газике» с водителем, на строительство какого-то «очень важного» объекта.

Как оказалось впоследствии, служебные дела касались его непосредственной специальности и его непосредственных служебных обязанностей, как начальника КЭЧ – обеспечение и контролирование охраны труда и техники безопасности, топливной потребности, эксплуатации машин и механизмов, а также быта воинских подразделений при строительстве того самого «городка». Дело в том, что «городок» строился примерно в 800 км северо-западнее Ташкента, и ближайшая служба КЭЧ была как раз там.

Так вот - 12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники.

Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов) посередине между двумя райцентрами Кызылординской области Казахстана - Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюра-Там Среднеазиатской железной дороги.

 

 

 

 

 

 

 

Руководителем строительства был назначен известный строитель генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Максимович Шубников (примечательно то, что именно он руководил возведением монумента воину-освободителю по проекту Е.В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине).

На станцию Тюра-Там,  где началось строительство нового ракетного полигона, Г. М. Шубников прибыл  в марте 1955 года после строительства ракетного полигона «Капустин Яр» в Астраханской области.

Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». А первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там еще до этого - 12 января 1955 года.

Это был первый отряд военных строителей под командованием старшего лейтенанта И.Н. Денежкина. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования самого коллектива создателей космической гавани. Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли.

 

Один из организаторов и участников создания космодрома М. Г. Григоренко вспоминал:

«...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики - люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить». 
 

Строительные работы на полигоне были начаты сразу же во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весной для проживания стали рыть первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

В начале строительства Космодрома Байконур, никто не думал, что в будущем с этого места будут брать старт космические ракеты. В русском языке даже слова такого не было – «космодром». Новый строительный объект называли просто «экспериментальный диапазон». Когда один из строителей спросил Сергея Королева о том, что здесь планируется построить, Королев ответил: «Стадион! Самый большой стадион в мире!».

 

Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта - будущего первого стартового комплекса.

Все руководство строительного управления во главе с Шубниковым, после его приезда в марте, разместилось в «городке», состоящем из семи железнодорожных пассажирских вагонов.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП) и создан штаб полигона - войсковая часть 11284. Эта дата и есть официально признанный день рождения космодрома «Байконур». 
 

Из воспоминаний В. А. Скробана:

«Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур -  это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

 

Дело в том, что для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром») в Карагандинской области в 300 км северо-восточнее Тура-Там – вблизи существующего посёлка Байконур (каз. Байконыр – богатая долина). Именно там одновременно строился ложный экспериментальный диапазон с моделью деревянной ракеты, чтобы сбить с толку иностранные аэроразведспецслужбы.

 

Железнодорожная станцияТура-Там на линии Оренбург - Ташкент (построена ориентировочно в 1906 году), получившая значительное развитие в 1955 году, с началом создания полигона Байконур - именно сюда прибывали в больших количествах стройматериалы и другие грузы для полигона, построен выход во внутреннюю железнодорожную сеть полигона. Железная дорога Арысь I - Кандагач является частью среднеазиатской железной дороги Москва-Ташкент - двухпутная, ширококолейная. В 1-2 км севернее посёлка проходит автомобильная дорога Аральск - Жосалы - Кызылорда, которая имеет номер М-32 (Самара-Шимкент).

Тура-Там ныне носит название Торетам (каз. Төретам) – это посёлок в Кармакшинском районе Кызылординской области Казахстана. Административный центр и единственный населённый пункт Торетамского сельского округа.

 

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но, конечно, главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома. 20 июля 1955 года строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, поднять более 1 млн кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2.

 

К концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиационное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион бригады Резерва Верховного Главнокомандования. Начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии А. И. Нестеренко. Общая численность работавших на полигоне в конце 1955 года составила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. 

То есть фактически была создана новая полноценная воинская часть в/ч 11284, но в которой еще не было своей службы КЭЧ. Именно эту работу там и выполнял майор Дрязгов Н. А.
 

В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов. К началу испытаний на полигоне находилось 427 инженеров и 237 техников, из них до 25 лет - 48 % и около 50 % участников Великой Отечественной войны. Общая численность военнослужащих возросла до 3600 человек.

 

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии — п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес — «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

 

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева - Коммунальная - Носова - Ленина, Носова - Коммунальная - Шубникова - Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

 

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже в конце 90-х годов ему  было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем, на карте Казахстана появился второй Байконур. А  5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

 

Именно по названию поселка Тюра-Там, в международных справочниках о спутниках, космодром Байконур называют «Tyuratam Missile and Space Complex» (TTMTR).

 

Вот куда ездил из Ташкента в постоянные командировки майор Дрязгов Н.А.

 

«…У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты…»

 

И уже 4 марта 1957 года по «Техническому заданию N 1», утвержденному главным конструктором, космодром был готов к первому пуску ракеты. Наконец экспериментальный диапазон был достроен.

5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, созданный по проекту Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина, а 6 мая на него уже установили первую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7.

21 августа 1957 года Р-7 (R-7), разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. была успешно испытана.

А 4 октября эта ракета принесла первый в истории человечества искусственный спутник Земли к орбите, и на весь мир прогремело слово «Байконур». После этого экспериментальный диапазон получил название - космодром.

 

В разделе "Дополнительно" - Интересные факты и мои заметки - можно прочитать интервью заслуженного строителя России, прораба легендарного «Гагаринского старта» полковника в отставке Сергей Алексеенко.

Вот такие были интересные страницы в жизни Никиты Алексеевича, кроме обычной повседневной службы в гарнизоне.

 

По итогам работы на строительстве «важного объекта», в октябре 1958 года Дрязгов Н.А. был переведен на службу в инспекцию (по всей видимости, инспекция КЭЧР), где ему 30 декабря 1958 года было присвоено очередное (последнее) звание  Подполковника технической службы с переводом на должность Начальника инспекции (до февраля 1959 года), затем Инженера-инспектора, а с июня 1960 года и до увольнения в запас 1 сентября 1966 года Дрязгов Н.А. занимал должность Старшего офицера производственно-технического отдела – Начальника инспекции.

За время службы Дрязгова Н.А. в Ташкенте, их дочь Валентина, а затем и сын Станислав закончили школу. Дочь окончила институт ТИИМСХ (Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства), получив инженерную специальность, вышла замуж и родила мальчика (ваш покорный слуга). Сын Станислав поступил в год рождения племянника в ТВОКУ (Ташкентское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище), но после первого семестра бросил его и, проработав оставшуюся часть учебного года, далее также поступил в ТИИМСХ, где отучился первый курс по инженерной специальности.

Сам Никита Алексеевич в течение десяти лет все свои силы отдавал обустройству быта и проживания военнослужащих и их семей.

 

За безупречную службу в вооруженных силах СССР подполковник технической службы Дрязгов Н.А. Приказом Министра Обороны СССР №32 от 10 января 1961 года был награжден 20 февраля 1961 года медалью «За безупречную службу» 1-й степени.

 

Рано утром 26 апреля 1966 года в 5 ч. 22 мин. 53 сек. в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. 

Благодаря небольшой глубине очага, сила сотрясений в эпицентральной зоне была около 8 баллов, магнитуда 5.3, а зона максимальных разрушений - 10 кв.км. Было разрушено свыше 2 млн. кв. м. жилой площади, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, в том числе школы на 8 тыс. мест, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий.

Без крова осталось более 78 тыс. семей, или свыше 300 тыс. человек. Зарегистрировано 8 случаев смерти и госпитализировано около 150 человек. 

Пострадавший город сразу после землетрясения снабжался палатками, медикаментами, промышленными и продовольственными товарами, строительными материалами, техникой, из всех республик СССР прибывали строительные поезда. 26 апреля в Ташкент из Москвы прибыла делегация правительства СССР и КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК Л.И Брежневым.

В городе было установлено более 15 тыс. палаток, открылось около 600 временных магазинов и предприятий общественного питания.

Почти 15 тыс. семей в организованном порядке и с их согласия были переселены в другие города Узбекистана и других союзных республик.

Так и семья Дрязговых, после долгого проживания в палаточном городке во дворе гарнизонного дома, по счастливой случайности получила разрешение и переехала в город Иваново, ближе к родине родителей. Сам Никита Алексеевич, не смотря на состояние здоровья, по причине которого он неоднократно подавал рапорты с просьбой об увольнении из рядов Вооруженных Сил, отправив семью, остался в Ташкенте, где остро требовались профессиональные кадры технической службы инженерных войск.

После расчистки города от завалов и наведения порядка, в город приехали строители со всех уголков страны, а Дрязгов Н.А. был уволен по состоянию здоровья в запас 1 сентября 1966 года и став военным пенсионером, поехал к своей семье в город Иваново, где они уже обустроились в предоставленной им трехкомнатной квартире – на третьем этаже пятиэтажного дома № 10 по улице Советской.

Сын Станислав вынужден был срочно перевестись на учебу заочно в МИИЗ (Московский институт инженеров землеустройства).

 

Таким образом, в послевоенные годы, начиная с декабря 1948 года и по сентябрь 1961 года, Дрязгов Никита Алексеевич, в течение двенадцати с половиной лет отдавал все свои силы и знания заботе о личном составе воинских гарнизонов и членах их семей.

Военный пенсионер в Иваново и Ленинграде

В Иваново, будучи военным пенсионером, Дрязгов Н.А. работал в строительном отделе «Ивгормолкомбината» в должности инженера по технадзору с 16 января 1967 года до 1 июля 1969 года. После этого, состояние здоровья уже не позволяло ему работать.

 

А спустя пять с половиной лет, 15 января 1975 года, Ленинским РВК города Иваново Дрязгов Н.А. был исключен с учета Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния в запасе.

 

В 1983 году Никита Алексеевич с женой Галиной переехали жить к своей дочери в Ленинград.

 

За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1985 года, Дрязгов Н.А. был награжден «Отечественная Война» 2-й степени (№ 336442).

 

После освидетельствования ВТЭК в период с 6 мая по 10 июля 1985 года Дрязгов Н.А. был признан с 6 мая 1985 года инвалидом первой группы по причине «…заболевание, полученное в период прохождения воинской службы… нетрудоспособен». И будучи ветераном Великой Отечественной войны, был приравнен к инвалидам войны.

 

Умер Дрязгов Никита Алексеевич спустя два года - 2 мая 1987 года - в городе Ленинград, где проживал со своей супругой Галиной у дочери Валентины на 1 этаже 9-ти этажного дома № 23 по улице Дыбенко.

Во время прощания в ленинградском крематории, подполковнику технической службы Дрязгову Никите Алексеевичу Военной Комендатурой г. Ленинграда были оказаны последние воинские почести -  прозвучал салют взвода почетного эскорта тремя залпами холостыми патронами.

Похоронен Дрязгов Н.А. на Большеохтинском кладбище (урновый участок – вход с ул. Дегтярева) в Санкт-Петербурге (Ленинград).

Мы все - наши дети и внуки и правнуки, будем помнить о том, что в нашей семье был такой скромный человек, который с честью, мужеством и отвагой выносил все тяготы военной службы во время войны, и у которого хватило физических и душевных сил в послевоенное время профессионально заниматься нуждами личного состава воинских частей, обустраивать быт их семей.

Вечная слава !